Дни науки в Школе космонавтики вместе с Наукой Детям

Опубликовано Опубликовано в рубрике Команда проекта "Наука Детям", Наука Детям, Новости

С 1 по 3 марта 2013 команда Науки Детям провела Дни науки в Школе Космонавтики (г. Железногорск, Красноярский край). Более 300 курсантов в течение трёх лекционных дней прослушали 44 лекции по  30 различным темам, поучаствовали в социологическом исследовании, а всё свободное время задавали вопросы и просто общались с лекторами-студентами, аспирантами и сотрудниками Университета.

Попасть в Железногорск непросто (город основан как один из центров ядерной программы СССР и до сих пор остаётся «закрытым»), однако во главе с заведующим отделом НИРС НГУ, сотрудником ИЯФ им. Будкера СО РАН Ильей Олеговичем Орловым девять бесстрашных  лекторов:

  • Абраменков Серёжа (капитан команды геологов и геофизиков),
  • Гаськов Дима (биолог, цитолог и генетик),
  • Гиенко Катя (биолог, физиолог),
  • Иваненко Алиса (химик),
  • Кожемякина Настя (математик),
  • Кучукова Лиза (социолог Науки Детям)
  • Лисачев Артем (капитан команды биологов),
  • Рычков Денис (химик),
  • Щербина Женя (этнограф)

не побоялись трудностей и отправились в путь.

Темы интерактивных занятий были подобраны разнообразные: физика высоких энергий, геофизика, геология, химические методы исследования и фармацевтическая химия, кристаллография, эволюционная теория, цитогенетика, физиология, иммунология, биохимические опыты из подручных материалов, социология, этнография, теория игр — вот только немногое из того, что смогли услышать ребята. Надо сказать, что курсанты смогли заранее выбрать наиболее интересную лекцию и пойти именно на неё.

На красноярском вокзале нас уже ждал микроавтобус, любезно предоставленный администрацией ШК, а в самой школе — вкусный обед. Подкрепившись и разместившись в общежитии (по соседству с курсантами), ребята разошлись по аудиториям. Занятия начались.

В пятницу каждый из ребят вместо стандартных занятий смог провести две лекции для курсантов Школы. Приятно удивила работа администрации Школы по подготовке мероприятия и  организации занятий в целом. Все классы были оборудованы проекторами, химикам и биологам установили микроскопы, для биохимического практикума не забыли положить луковицу, банку зелёного горошка и консервный нож. На занятия курсантов приглашают по радиосвязи, ей оборудован и учебный корпус, и общежитие. Ребята на лекциях живо интересовались, задавли вопросы, за правильные ответы команде  разрешили ставить пятёрки! А на перемене в учительской  нас ждал чай и очень вкусный пирог с повидлом (по техническим причинам сфотографировать не удалось).

После второй лекции все отправились ужинать. Непривычно было чувствовать на себе взгляд более чем трёхсот пар глаз)) Как выяснилось, у жизни в Школе есть и особенности: каждый день знакомые лица товарищей, учителей и воспитателей. А тут вдруг из Новосибирска (!) приехали девять студентов и настоящий физик-ядерщик, работавший на коллайдере в CERN!  И поселились в общаге, и готовы рассказывать и показывать!

Вечером всех пригласили на лекцию И.О. Орлова «Астрофизика, космология и Большой взрыв: откуда всё взялось и куда всё денется?» После полуторачасового рассказа о том, что же такое наша Вселенная и из чего она состоит, дополняемого шутками лектора и интересными фактами, ребята больше часа задавали вопросы, и, как отметил Илья Олегович, «вопросы интересные и грамотные».

К сожалению, пока на многие из них наука не знает ответа, но, может быть, именно в этом зале сидят те, кому в будущем предстоит приоткрыть  для человечества завесу одну из загадок нашего мира? А некоторые смогли совместить приятное с полезным — и про цвет кварков послушать, и косичку подружке  заплести!

Субботу начали с анкетирования. Два утренних урока решили не отменять, и парни во главе с Лизой встали в восемь утра и провели анкетирование параллели одиннадцатых классов на тему карьерного выбора и карьерных представлений. Данная работа является частью её дипломного проекта, который поможет  больше узнать о карьерных представлениях современных старшеклассников, так и сделать деятельность Науки Детям более эффективной.  Наиболее заинтересованным ребятам предложили поучаствовать в исследовании фокус-группы. Ещё в тот день были две лекции по расписанию.

Вторую половину дня субботы наша команда посвятила прогулке по Железногорску. Город всем очень понравился: чистенький, старая часть города застроена в монументальном стиле сталинских времён, дома покрашены в весёленькие цвета: тёплые оттенки жёлтого, зелёного, красного. Удивил герб города: на нём изображён медведь, разрывающий атомное ядро. Железногорск всем очень напомнил наш Академгородок, и зелёными соснами, и разбегающимися по лесу в разные стороны  тропинками. А ещё в центре посажены липовые аллеи — совсем как у нас на Пирогова! А ещё, возле Горно-химического комбината установлен радиометр, который успокоил всех уровнем радиации не выше фона.

Вернулись усталые и довольные. Однако ребята нас уже ждали, и сами постучали в дверь с просьбой рассказать про Новосибирский научный центр, университет, факультеты, а также чтобы задать свои вопросы. Для этого все собрались в фойе четвёртого этажа общежития. Ребята удобно устроились на коврике, а Илья Олегович вызвался продолжить рассказ о Солнечной системе и поиску жизни во Вселенной. Постепенно лекция и ответы на вопросы курсантов переросли в дискуссию с участием химиков и биологов. Не смогли остановить лекцию даже воспитатели, которые вынуждены буквально укладывать спать курсантов после отбоя! Разошлись за полночь, договорившись встретиться в восемь утра, чтобы успеть послушать все «золотые лекции».

...Никогда раньше Денис не просыпался от просьбы почитать лекцию о биологически активных веществах. Никогда раньше курсанты не просыпались в воскресенье за час до завтрака. Но только не в воскресенье! Восемь часов, прерываемые только завтраком, обедом, тёплой встречей с учителями и укладкой вещей, мы по очереди читали лекции, в кулуарах отвечали на вопросы, убегали, чтобы засунуть всё с чемоданы и возвращались, боясь пропустить что-то важное. Вся команда выезда смогла услышать лекции других участников и почепнуть для себя много чего интересного. И весь этот день пролетел как одно мгновение!

Но время неумолимо, и приходит время расставаться. «Приезжайте ещё!» — просили ребята. А некоторые сказали, что постараются приехать сами на МНСК, найти нас и задать вопросы, которые так и не успели обсудить. А вот и некоторые впечатления лекторов о Днях науки.

Илья Олегович: «Умные дети, задают умные вопросы. Отличая работа администрации.»

Лиза: "Выезд в Железногорск удался на славу! Руководство школы нас не только тепло встретило, но и всячески помогало в организации мероприятия, а для лекторов были созданы самые благоприятные условия пребывания! Дети оказались не только любознательными, но и очень отзывчивыми, ответственными слушателями! Хочется от всей души поблагодарить организаторов выезда, всё было замечательно!"

Дима: «Это самый лучший выезд, в котором я когда-либо участвовал!»

Катя: «Чудесные, умные, заинтересованные в знаниях дети, я получила огромное удовольствие от общения с ними!»
Денис:
«Просто отлично!.. Всё».

P.S. Наука Детям и лично все участники выезда с теплотой выражают признательность Ольге Викторовне Михайловой, заведующей учебной частью Школы Космонавтики, за организацию мероприятия. Уверены, сотрудничество между Наукой Детям, НГУ и Школой Космонавтики будет только крепнуть!

Заметка на сайте Школы

Страничка Дней вКонтакте

Фотоотчёт

Добавить комментарий