Наука Детям. История 1

Опубликовано Опубликовано в рубрике Команда проекта "Наука Детям", Наука Детям, Новости

Дорогие читатели, в разделе «Наука Детям. Истории» мы будем публиковать рассказы наших лекторов и участников, руководителей и случайных свидетелей мероприятий проекта «Наука Детям».

Если у вас есть что вспомнить и о чем рассказать, присылайте свою историю к нам на почту naukadetiam (at) gmail.com с пометкой в теме «Наука Детям. Истории».

А первым будет рассказ нашего замечательного физика Пети Пономаренко о том, какими будут уроки, если в них добавить немного импровизации:

Проведение лекций для школьников по физике в Науке Детям — это тщательная подготовка экспериментов, вопросов, задач и последовательности изложения. Так было с самого начала проекта.

Как-то раз подходя к школе перед очередной лекцией, я заметил вокруг очень много ясеней и кучи только что опавших вертолетиков-семян. Этому просто обязательно нужно было посвятить хотя бы часть лекции, потому что дети постоянно ходят мимо этих вертолетиков, и с них можно было бы начать развитие интереса к физике, полету и природе. Я взял несколько вертолетиков и начал думать и экспериментировать с ними. Оказалось, что они вращаются и падают с разной скоростью и она зависит от начального положения и движения (чего и следовало ожидать). Нам с Надей (Надей Небогатиковой, — прим.) это все очень понравилось, и было интересно.

Начали мы с Надей лекцию как обычно, но к середине решили перейти на новые и очень простые вертолетики. Я показал как зависит скорость вращения и падения от начального положения и движения. Объяснил на примере листа бумаги как воздух влияет на падение. В классе был скотч, и мы скрепили два семечка, так что получилось два крыла расположенных симметрично, и показали как падает и вращается такая конструкция. Затем началась перемена и оказалось, что детей все так заинтересовало, что они тут же начали просить у нас скотч, нитки, ножницы, кто-то убежал и принес целую коробку вертолетиков, кто-то начал делать вертолетики из бумаги, прицеплять к ним различный груз. Так что на перемене и начале второго занятия получилась маленькая шумная экспериментальная лаборатория-конференция с короткими докладами некоторых участников в конце о придуманных ими бумажных вертолетах и влиянии веса груза на скорость вращения и падения.

Через пару лет я случайно узнал, что работа Жуковского, посвященная изучению крыла и подъемной силы, называлась «О падении в воздухе лёгких продолговатых тел, вращающихся около своей продольной оси.» Жуковский тоже изучал вертолетики!

С тех пор я понял, что живое неподготовленное изучение вместе с детьми того, что тебе интересно, одинаково увлекательно и сложно для преподавателя, но очень интересно для ученика. Поэтому я стал меньше готовиться, а вместо этого стал больше показывать нового и спрашивать неподготовленные заранее вопросы. Например, «почему водяной пар из воздуха не падает на пол в виде капель, ведь температура в комнате гораздо меньше температуры кипения и вода должна быть жидкостью?», «что будет с человеком, вышедшим в открытый космос в обыкновенной одежде?», или «что будет с человеком на глубине 100м под водой, что он почувствует?»

Конечно, в ходе изучения ответов на такие вопросы мы с учениками можем допускать ошибки — я не знаю заранее правильных ответов и предупреждаю об этом. Однако, сам процесс изучения полезен, а не запоминание фактов (ведь их можно найти в интернете).

Я надеюсь, что эта история послужит примером учителям не бояться спрашивать у учеников неизвестное и не бояться искать ответы на сложные вопросы вместе с учениками, возможно, допуская ошибки и неточности в процессе. Пусть ученики учатся думать и придумывать, а не запоминать. Ведь даже поэты собственные стихи читают часто по листочку, но нигде им не найти для себя новые стихи — их можно только придумать.

Добавить комментарий