Археология
Лекция 2. Эволюция человека: от обезьяны к homo sapiens sapiens
Лекция 3. Применение методов естественнонаучных дисциплин в археологии, на примере «замерзших» курганов Пазырыкской культуры
Лекция 4. Эволюция человека: новый предок Homo altaensis
Лекция 1. Герпетология: наука о земноводных и пресмыкающихся
Лекция 2. Доместикация, селекция, генная инженерия
Лекция 3. Чувства животных
Лекция 4. «Цитология – наука о клетке»
Лекция 5. Приключения Protozoon, или модель возникновения многоклеточности
Лекция 6. Мозг человека или Почему мы такие, какие мы есть
Лекция 7. Урок-игра «Отбор 2.0»
Лекция 8. Движение — это жизнь!+оптические иллюзии
Лекция 9. Дурная голова ногам покоя не дает
Лекция 1. Загляни в глубь Земли!
Лекция 2. Эволюция облика Земли
Лекция 3. Геологическая карта — история о прошлом, ключ к будущему!
Лекция 1. Этнография и этнология — науки о народах и культурах
Лекция 2. Что и как изучают историки
Лекция 1. История геометрии
Лекция 2. Нерешенные задачи в математике
Лекция 3. Теория Игр
Лекция 4. Математическое моделирование
Лекция 1. Чем занимаются физики
Лекция 2. Физика всюду вокруг нас (демонстрационная)
Лекция 3. Волновая оптика на примерах
Лекция 4. Космос в народном хозяйстве
Лекция 5. Физика музыки
Гуманитарные науки
Лингвистика как часть науки о знаках
Лекция 2. Корпусная лингвистика.
Лекция 3. Теория и практика перевода.
Жанры фольклора
Лекция 1. Русский детский фольклор
Лекция 2. Обрядовый фольклор коренных народов Сибири: “Медвежий праздник”
Лекция 3. Теория мифа.
Лекция 4. Современный городской фольклор (возможно совмещение с тьюторством).
Лекция 2. Право ребенка на образование.
Лекция 3. Несовершеннолетний как субъект трудовых правоотношений.
Лекция 4. Участие несовершеннолетних в гражданском судопроизводстве.
-----------------------
|
----------------------------------------------------------------- Тема: «Вводная лекция по археологии» Авторы: Наталья Белоусова, Светлана Шнайдер Аудитория: 1-11 классы Цель лекции: объяснить, чем занимается археология. Содержание: 1. В ходе лекции даются ответы на распространенные вопросы обывателей к археологам, например, «Много золота нашли?», «Чем Вы вообще тут занимаетесь? Что ищите?», «Как Вы узнаете, где нужно копать?» и т.д. 2. Рассказывается об основных этапах проведения археологических исследований: разведка/ шурфовка/ разметка раскопа/ проведение раскопок/ фиксация находок/ промывка/ зарисовка артефактов/ описание находок/ хранение находок. 3. Рассказывается об основных археологических источниках. Продолжительность: от 45 до 90 минут (до 7 класса читается лекция продолжительностью 45 минут). Интерактивность: в ходе лекции слушателям задаются различные вопросы на знание научных фактов. После лекциислушателям демонстрируются артефакты (подъемный материал и артефакты, изготовленные во время экспериментов по расщеплению камня Натальей Белоусовой и Максимом Козликиным). Необходимое оборудование: проектор. Лекция была прочитана на Летней школе “Русского репортера” 2012 года и в 7 СОШ г. Новосибирска. |
|
-----------------------
|
----------------------------------------------------------------- Тема: «Эволюция человека: от обезьяны к homo sapiens sapiens» Автор: Светлана Шнайдер Аудитория: 7-11 классы Цель лекции: осветить основные этапы эволюции человека. Содержание: 1. Рассказывается об основных этапах эволюции, с подробной характеристикой таксонов древнего человека. 2. Освещается вопрос верхнепалеолитической революции (ВПР) и ее обоснование, которое наиболее близко лектору – это теория фронтира (авторство теории в русскоязычной литературе принадлежит Кривошапкину А. И.). 3. Рассказывается о применении антропологических и генетических методов в археологических изысканиях. Продолжительность: 90 минут. Интерактивность: в ходе лекции слушателям задаются различные вопросы на знание научных фактов, также лектор показывает отрывки из фильма «Прогулки с пещерным человеком», что позволяет слушателям «окунуться» в мир человекоподобных обезьян и представить то, как выглядели наши предки. Необходимое оборудование: проектор, колонки. Лекция была прочитана на Летней школе “Русского репортера” 2012 года. |
|
-----------------------
|
----------------------------------------------------------------- Тема: «Применение методов естественнонаучных дисциплин в археологии, на примере «замерзших» курганов Пазырыкской культуры» Автор: Светлана Шнайдер Аудитория: 8-11 классы Цель лекции: показать, как применяются методы естественнонаучных дисциплин в археологии на конкретных примерах. Содержание: 1. Лектор показывает ролик, подготовленный «Вести. Новосибирск» об обнаружении «замерзших» могильников, об их значении для мировой археологии. 2. Рассказывается о Пазырыкской культуре, о плато Укок, почему эта территория стратегически была выгодна для проживания древних племен. 3. Рассказывается о том, какие методы естественнонаучных дисциплин применялись во время изучения «замерзших» могильников и то, какие они дали результаты, и как это обогатило кладезь археологических знаний. Лекция основана на материалах раскопок В.И.Молодина (могильник Верх-Кальчжин-2) и Н.В.Полосьмак (могильник Ак-Алаха-3), проводившихся в 1990-х гг. на плато Укок. Материалы хранятся в Музее археологии ИАЭТ СО РАН, где лектор (Светлана Шнайдер) неоднократно проводила экскурсии. Продолжительность: 60 минут. Интерактивность: в ходе лекции слушателям задаются различные вопросы на знание научных фактов. Необходимое оборудование: проектор, колонки. Лекция была прочитана на Летней школе “Русского репортера” 2012 года. |
|
-----------------------
|
----------------------------------------------------------------- Тема: «Эволюция человека: новый предок Homo altaensis» Автор: Светлана Шнайдер Аудитория: 8-11 классы Цель лекции: рассказать о сенсационной находке на Алтая в Денисовой пещере ранее неизвестного предка человека Homo altaensis. Содержание: 1. Рассказывается об основных этапах эволюции, с подробной характеристикой таксонов древнего человека. 2. Подробно рассказывается о находке останков Homo altaensis и ее значении для мировой науки. 3. Рассказывается о применении антропологических и генетических методов в археологических изысканиях. Продолжительность: от 45 до 90 минут. Интерактивность: в ходе лекции слушателям задаются различные вопросы на знание научных фактов, также лектор показывает отрывки из фильма «Прогулки с пещерным человеком» и «Секс в каменном веке». Необходимое оборудование: проектор, колонки. Лекция подготовлена по материалам А. П. Деревянко и М. В. Шунькова и B. Viola. |
|
-----------------------
|
----------------------------------------------------------------- Тема: «Герпетология: наука о земноводных и пресмыкающихся» Автор: Лисачев А. П. (2012) Аудитория: 5-8 классы Содержание: История герпетологии – от Аристотеля до наших дней. Происхождение, физиология, экология земноводных и пресмыкающихся. Мифы и заблуждения об амфибиях и рептилиях. Разнообразие земноводных и пресмыкающихся: современная классификация. Роль земноводных и пресмыкающихся в природе и в жизни человека. Угрожаемые виды и их охрана. Теоретические основы террариумистики. Продолжительность: 90 минут, сокращенная версия – 45 минут. Интерактивность: во время лекции учащимся демонстрируются живые представители амфибий и рептилий из коллекции лектора. Рассматривая морфологию и поведение животных, школьники делают предположения об условиях обитания данного вида в природе. В ходе лекции слушателям задаются вопросы, требующие умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, предлагать идеи. Закрепление знаний и навыков: лекция помогает школьникам закрепить информацию из школьной программы по зоологии, в наглядной форме преподносит интересные факты об амфибиях и рептилиях, не входящие в школьную программу. На примере двух групп животных рассматриваются важные проблемы экологии, охраны окружающей среды, рационального природопользования. |
|
-----------------------
|
----------------------------------------------------------------- Тема: Доместикация, селекция, генная инженерия Автор: Гаськов Дмитрий (2012) Аудитория: с 7 по 11. Содержание: материальные основы наследственности, количественные и качественные признаки, основная догма молекулярной биологии, агротехнологические приёмы, селекция и её достижения, основы генетической инженерии, достоинства и недостатки ГМО, оценка рисков использования ГМО. Продолжительность: 1 ч 20 минут. Интерактивность: участие аудитории в обсуждении, ответы на вопросы. Закрепление знаний и навыков: закрепление основ наследственности и базовых понятий молекулярной генетики. |
|
-----------------------
|
----------------------------------------------------------------- Тема"Чувства животных" Авторы: Чинак О., Гиенко Е.А. (2012 г.). Аудитория: 2-11 классы (сложность материала редактируется в зависимости от возраста школьников) Содержание: введение в природу сигналов (физические, химические). Общие свойства рецепторных клеток. Зрение (строение глаза, принцип восприятия света, цветное и сумеречное зрение, причины и способы фокусировки, заболевания глаз), слух и равновесие, обоняние и вкус, кожные рецепторные клетки (давление, вибрация, температура), боль как чувство, рецепторные клетки во внутренних органах и сосудах. Продолжительность: 45 минут. Форма занятия: во время лекции школьникам показываются простейшие опыты, доказывающие наличие бинокулярного зрения, демонстрирующие различные размеры рецепторных полей клеток, собирающих информацию о давлении с разных участков кожи. Также слушателям задаются вопросы, требующие умения анализировать повседневные явления жизни, делать выводы, предлагать идеи. Итог: лекция помогает школьникам закрепить информацию из школьной программы по анатомии, знакомит их с некоторыми повседневными явлениями со стороны человеческого восприятия этих явлений |
|
-----------------------
|
----------------------------------------------------------------- Тема «Цитология – наука о клетке» Авторы: Гиенко Е.А. (2012 г.). Аудитория: 8-11 классы Содержание: история цитологии – от Роберта Гука до наших дней. Строение клетки и основных органелл. Отличия клеток разных групп животных. Разнообразие клеток млекопитающих. Различные микроскопы как основные приборы для изучения целых клеток и их частей. Продолжительность: 90 минут. Форма занятия: по ходу лекции слушателям задаются вопросы, требующие умения делать выводы и предлагать идеи. Итог: лекция помогает школьникам закрепить информацию из школьной программы по цитологии, знакомит аудиторию с техническими возможностями современной цитологии. |
|
-----------------------
|
----------------------------------------------------------------- Тема «Приключения Protozoon, или модель возникновения многоклеточности» Автор: Гаськов Дмитрий (2013 г.). Аудитория: 8-11 классы Цель лекции: Показать суть эволюционных механизмов, закрепить знания по синтетической теории эволюции, а также типам клеточного деления Содержание: Особенности жизненного цикла многоклеточных организмов. Мутации как факторы эволюции. Эволюционная модель Protozoon. Схожие модели, которые встречаются в природе Продолжительность: 80 минут. Интерактивность: Аудитория участвует в ходе рассуждений, предлагает на рассмотрение свои варианты развития событий. Закрепление знаний и навыков: Митоз и мейоз, общность происхождения органического мира, происхождение многоклеточности, основные принципы синтетической теории эволюции. Необходимое оборудование: Мел или фломастер, доска. Примечание: По материалам: http://www.q7buxinc.com/evolyutsionnaya/priklyucheniya.html |
|
-----------------------
|
----------------------------------------------------------------- Тема «Мозг человека или Почему мы такие, какие мы есть» Автор: Витовтов Антон (2012 г.). Аудитория: 9-11 классы Содержание: Строение мозга человека. Связь массы мозга и интеллектуальных способностей. Функции полушарий, отделов мозга, и индивидуальные особенности человека. Заболевания мозга, связанные с повреждениями различных структур. Методы исследования головного мозга: МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и другие. Современные возможности в диагностике и лечении заболеваний центральной нервной системы. Продолжительность: 45 минут. Интерактивность: Рассматривая МРТ изображения головного мозга с различными патологиями, слушатели делают предположения о наличии и степени различных патологий мозга. Слушатели, вспоминая материалы уроков физики, самостоятельно пошагово разбираются в методах исследования головного мозга. Закрепление знаний и навыков: лекция помогает школьникам закрепить информацию из школьной программы по физике, анатомии и физиологии человека, преподносит интересные факты, не входящие в школьную программу. На примере различных заболеваний рассматриваются проблемы здорового образа жизни, развивая бережное и внимательное отношение к здоровью окружающих и себя самого. Показана роль вредных привычек, зависимостей и диеты в формировании опасных заболеваний ЦНС. Даётся представление об оказании первой помощи при критических состояниях. Необходимое оборудование: Мультимедийный проектор либо интерактивная доска |
|
-----------------------
|
----------------------------------------------------------------- Тема «Урок-игра „Отбор 2.0“» Автор: Гаськов Дмитрий (2013 г.). Аудитория: 8-11, в зависимости от уровня знаний аудитории сложность задания для работы в командах может варьироваться Цель лекции: Сформировать представления об основах и принципах доместикации и селекции различных живых организмов, а также дать возможность каждому участнику попробовать применить свои знания и биологический кругозор на практике. Содержание: Занятие проходит следующим образом: На всех этапах лектор выступает в качестве консультанта для команд. Продолжительность: 90 минут. Интерактивность: Игра во второй половине урока. Закрепление знаний и навыков: Основы наследственности, процесс доместикации, селекция различных живых организмов, генетическая инженерия. Необходимое оборудование: Проектор/интерактивная доска, мел или фломастер, классная доска. Примечание: Впервые была проведена в Бердском экономическом лицее в рамках проекта «О сложном интересно» в феврале 2013. |
|
-----------------------
|
----------------------------------------------------------------- Тема «Движение — это жизнь!+оптические иллюзии» Автор: Фурсенко Дария (2013 г.). Аудитория: Начальная школа Цель лекции: Рассказать детям о движении и работе мышц. Содержание: Работа мышц. Продолжительность: 20 минут. Интерактивность: Вопросы, наглядный пример сокращения на примере самих детей (дает возможность подвигаться) Необходимое оборудование: Проектор. Примечание: Лекцию можно дополнить и расширить по желанию. Возможно использование микроскопа с препаратами. |
|
-----------------------
|
----------------------------------------------------------------- Тема «Дурная голова ногам покоя не дает» Автор: Фурсенко Дария (2013 г.). Аудитория: Старшие классы Цель лекции: Дать представление о центральной нервной системе и связанной с ней заболеваниях. Содержание: Введение, строение ЦНС, функции ЦНС, заболевания Продолжительность: 45 минут. Интерактивность: Вопросы. Необходимое оборудование: Проектор. Примечание: Можно заменить часть лекции просмотром препаратов нервной ткани на микроскопе. |
|
-----------------------
|
----------------------------------------------------------------- Лекция «Загляни в глубь Земли!» Авторы: Ю.С. Иванов, П.С. Бекешко, И.А. Карпов, С.В. Ращенко, Т.А. Алифирова (2012 г.) Аудитория: Лекция рассчитана на учеников старших классов (8-11 классы) Содержание: На данной лекции ученики ознакомятся с наукой о Земле, узнают чем занимается современный геолог и геофизик, получат представление о современных методах поиска и разведки месторождений полезных ископаемых. Продолжительность: 2 академических часа (2×45=1ч.30мин). Без опытов — 45 мин. Форма занятия: Лекция построена на живой дискуссии ученика с лектором, по окончанию которой материал закрепляется практическими опытами по методам геофизической разведки и работой с образцами горных пород. Итог: По окончанию лекции ученик будет знать что такое геология и сумеет отличить ее от географии, с легкостью нарисует современный разрез земли, овладеет базовыми знаниями по методам разведочной геофизики, рудной и нефтяной геологии, получит представление о методах поиска и способах добычи полезных ископаемых. |
|
-----------------------
|
----------------------------------------------------------------- Лекция «Эволюция облика Земли» Авторы: С.С. Абраменков, Е.В. Гуляева, Е.С. Горностаева, М.Е. Козина (2012 г.) Аудитория: 7-11 классы Содержание: Теория дрейфа континентов и тектоника литосферных плит. Предпосылки формирования теории тектоники плит. Геологические и геофизические методы изучении внутреннего строения Земли. Базовые понятия геодинамики — мантийная конвекция, плюмы. Палеомагнитные реконструкции. Продолжительность: 2 академических часа (2×45=1ч.30мин). Форма занятия: Материал подается в стиле рассуждения и предполагает активное участие в ней школьников. В ходе лекции устраиваются демонстрационные опыты по методам геофизики, улучшающие восприятие нового материала информации. Также лекция сопровождается специальными видеоматериалами о мантийной конвекции и палеомагнитных реконструкциях. Итог: По окончанию лекции ученик будет иметь современные представления об изменении облика Земли во времени, сможет представить себе её глубинное строение, геодинамические процессы и понять их взаимосвязь с движением континентов. Узнает о методах геологии и геофизики позволяющих изучать внутреннее устройтсво Земли. |
|
-----------------------
|
----------------------------------------------------------------- Лекция «Геологическая карта — история о прошлом, ключ к будущему!» Авторы: Е.В. Гуляева, С.С. Абраменков, И.А. Карпов (2012 г.) Аудитория: 6-11 классы Содержание: Основные виды геологических карт. Стратиграфическая шкала — ключ к зашифрованной в карте информации. Основные принципы геологии. Пликативные и дизъюнктивные деформации горных пород — складки и разломы. Типы и примеры геодинамических обстановок. Современный инструментарий полевого геолога, картографа. В чем состоит работа геолога в полевых условиях. Продолжительность: 2 академических часа (2×45=1ч.30мин). Без опытов — 45 мин. Интерактивность: Ознакомление с экипировкой полевого геолога (полевой дневник, горный компас, GPS-навигатор, геологический молоток), измерение азимута и угла падения геологического объекта на макете. Итог: Слушатели узнают о видах геологических карт, принципах их составления и важности в работе геолога, для чего они нужны обществу. Ученики получат представление о методах полевого картирования и необходимых для этого инструментах. |
|
-----------------------
|
----------------------------------------------------------------- Тема: «Этнология и этнография — науки о народах и культурах» Авторы: Евгения Щербина, Диана Гапак Аудитория: 7-11 классы Цель лекции: дать представление об этнологии и этнографии как научных дисциплинах Содержание: Этнология, этнография, антропология — науки о культурных различиях народов мира. Что значит «знакомое, но неизвестное»? История науки и эволюция научной проблематики: от мифа о «добром дикаре» до современных проблем межэтнического взаимодействия. Понятие о поле этнографии — как и где работают этнологи. Предмет, цели и методы этнографического описания и этнологического исследования. Народы, расы, языки мира, хозяйственно-культурные типы, системы родства, традиционное и современное общество, фольклор и мифология. Город и деревня как различные типы сообществ. Мульти-и интеркультурализм. Этническая карта Сибири, деятельность отдела этнографии ИАЭТ СО РАН Продолжительность: от 45 до 90 минут. Интерактивность: в ходе лекции задаются вопросы на знание научных фактов из различных гуманитарных областей (история, обществознание), для иллюстрации сообщаемых сведений демонстрируется видеоматериал (отрывки из выпусков новостей, художественных и документальных фильмов), демонстрируются сборники статей и монографии по этнологической проблематике Необходимое оборудование: проектор. |
|
-----------------------
|
----------------------------------------------------------------- Тема: «Что и как изучают историки» Автор: Андрей Герасимов Аудитория: 5-11 классы Цель лекции: Показать сходства и различия истории по отношению к другим научным дисциплинам; ввести в основной круг ее объектов изучения и методов; рассказать, чем вызвана относительность и неточность выводов историков; какие исследовательские проблемы интересуют историков в наши дни и какие существуют основные пути их решения Содержание: «1. Объекты изучения истории в сравнении с другими естественными и гуманитарным наукам: специфика изучаемого материала, условия теоретических обобщений Продолжительность: от 45 до 90 минут. Интерактивность: в ходе урока лектор задает вопросы на логику и эрудицию, при необходимости демонстрируются видеоматериалы и примеры источников, с которыми работает историк (сборники документов, пресса, копии древних рукописей и т.п.) Необходимое оборудование: проектор или интерактивная доска |
|
----------------------------------------------------------------- Тема: «История геометрии» Авторы: Е. Ефимова, П. Чернышов, А. Шумакова (2012) Аудитория: 6-9 классы Содержание: Немного из истории геометрии (Вавилон, греки, Евклид). Как формировалось понятие числа: фигурные и многоугольные числа. Несколько головоломок. Евклидова геометрия – геометрия повседневного мира. Эстетика в геометрии – круглые многоугольники, треугольник Рело и где он применяется. Головоломка с исчезающим квадратом. Лента Мебиуса и ее применение. Что такое неевклидова геометрия. Геометрия на шаре – геометрия глобусов. Геометрия Лобачевского – геометрия космоса. Принцип работы GPS. Продолжительность: 40 минут. Интерактивность: Лекция представленна в формате PREZI. Слушатели самостоятельно сделают ленту Мебиуса, а так же проведут с ней несколько экпериментов. Итог: Слушатели увидят как развивалась эта красивейшая из наук — геометрия: от практических задач и вычислений — к эстетике, и обратно |
|
|
-----------------------
|
----------------------------------------------------------------- Тема: «Нерешенные задачи в математике» Автор: О.Г. Горынина (2012) Аудитория: 10-11 классы Содержание: Как заработать миллионы долларов? Семь задач тысячелетия. Гипотеза Пуанкаре в формулировке на пальцах и чем известен Григорий Перельман. Несколько нерешенных задач в математике, понятных шестикласснику: сильная и слабая проблемы Гольдбаха, гипотеза Лежандра, задачи о совершенных числах. Задача «3х+1» — исследуем своими руками. Решенные задачи: Великая теорема Ферма и задача о 4ех красках. Как решить нерешенные задачи в математике. Продолжительность: 40 минут. Интерактивность: Лекция представленна в формате PREZI. В ходе лекции будет проведенно исследование проблемы “3x+1” всем классом. Итог: Заинтересованные школьники ринутся решать задачи тысячелетия. |
|
-----------------------
|
----------------------------------------------------------------- Тема: «Теория Игр» Авторы: Е. Ефимова, А. Торгонская, П. Чернышов, А. Шумакова (2012) Аудитория: 8-11 классы Содержание: Теория игр, ее происхождение и сферы применимости. Что такое парадокс. Рассмотрение дилеммы заключенного и парадокса Монти-Холла с подробным решением. Судоку, необходимое число подсказок судоку для существования единственного решения. Кубик Рубика и число Бога (минимальное число шагов, за которое можно собрать произвольно заданный кубик). Некоторые задачи. Продолжительность: 40 минут. Интерактивность: Лекция представленна в формате PREZI. Итог: Слушатели поймут как связанны всеми любимые игры и математика, и в качестве бонуса научатся собирать Кубик Рубика и решать Судоку. |
|
-----------------------
|
----------------------------------------------------------------- Тема: «Математическое моделирование» Авторы: Е. Ефимова, П. Чернышов, А. Шумакова (2012) Аудитория: 6-9 классы Содержание: Зачем нужно математическое моделирование и его применение на практике (прогноз погоды, стихийные бедствия и т.д.). Понятие математической модели. Математическая технология и этапы создания математической модели, цикличность моделирования. Подробное рассмотрение численных примеров моделирования жидкости (цунами, водопад, волны), смерча, вулкана и моделирования твердого деформируемого тела в сопровождении видео, графиков и других данных. Продолжительность: 40 минут. Интерактивность: Лекция представлена в формате PREZI. Итог: Слушатели узнают что таится за страшным словосочетанием “Математическое моделирование”, а так же в чем разница между математиками и предсказателями. |
|
-----------------------
|
--------------------------------------------------------------- Тема: Чем занимаются физики Авторы: А. Пыряева, А. Денисов, Т. Козлова, Д. Никифоров Аудитория: 5-11 классы Аннотация: Модульная лекция, в которой в зависимости от возраста аудитории, количества слушателей, их физической грамотности, а также пожеланий школы, рассказывается о разных областях физики с общими вступлением и заключением. Содержание: 1. Вступление. Что изучает физика: от Вселенной к молекулам и частицам. Несколько историй создания бытовых приборов. 2. Нанотехнологии. Что такое нанотехнологии. Нанотехнологии в медицине и в повседневной жизни. 3. Лазеры. История создания лазера: от «этого не может быть!» до «как мы без этого жили?». Применение лазеров. Искусственные звезды. 4. Ускорители. Что такое ускоритель. Немного о Большом адронном коллайдере. Применение ускорителей. 5. «Физика или фокус?»: левитация неживых и живых предметов (при возможности достать кусочек сверхпроводника второго рода показываем левитацию «в живую»). 6. Как делаются некоторые открытия: о шнобелевской и нобелевской премиях Андрея Гейма (левитация лягушки и графен). 7. Физика в космосе. Оптические методы исследования космического пространства. 8. Заключение. Чем занимаются физики. Возможности физика в Академгородке, России, за рубежом. Продолжительность: 40-60 минут (укладываемся в отведенное время) Интерактивность: По ходу лекции — ответы на вопросы из различных областей физики, обсуждение современных научных и технических достижений, разрушение распространенных мифов и легенд о физических открытиях, о которых рассказывают СМИ. Необходимое оборудование для проведения: проектор |
|
-----------------------
|
-----------------------------------------------------------------
Демонстрационная лекция Тема: Физика всюду вокруг нас Авторы: А. Пыряева, А. Денисов, П. Пономаренко, и др. Аудитория: 1-11 классы Аннотация: Демонстрационные опыты из разных областей физики (сначала показывается опыт, потом учеников просят объяснить явление, после чего ведется небольшая дискуссия и дается правильное объяснение). Содержание:
Список экспериментов постоянно пополняется Продолжительность: 40-90 минут (укладываемся в отведенное время) Интерактивность: По ходу лекции слушатели самостоятельно и под руководством лектора изучают соответствующие эффекты, участвуют в экспериментах и обсуждении увиденных явлений. Необходимое оборудование для проведения: не требуется |
|
-----------------------
|
----------------------------------------------------------------- Тема: Волновая оптика на примерах Авторы: А. Денисов, А. Пыряева, И. Ватник (март 2012) Аудитория: 5-11 классы Аннотация: На лекции экспериментально (с помощью раздаточных материалов) изучаются волновые свойства света. Содержание (Темы, выделенные курсивом, читаются для старшеклассников):
Продолжительность: 45 — 60 минут Интерактивность: По ходу лекции слушатели с помощью раздаточных материалов (дифракционная решетка, поляризаторы, жидкий кристалл) и под руководством лектора изучают соответствующие эффекты. При наличии времени и достаточного уровня подготовки слушателей возможны дополнительные задачи, например: определить степень поляризации рассеянного небом света; определить скорость остывания металлических/деревянных предметов и т.д. Закрепление знаний и навыков: Знания о волновых свойствах света, и об областях техники, где эти свойства играют важнейшую роль. Научный подход к эксперименту, умение работать с моделями явлений. Необходимое оборудование для проведения: проектор (необязателен) |
![]() |
-----------------------
|
----------------------------------------------------------------- Тема: Космос в народном хозяйстве Автор: И. Ватник (октябрь 2012) Аудитория: 7-11 классы Аннотация: На лекции рассматриваются существующие научные и коммерческие проекты, направленные на освоение и получение прибыли из Космоса. Содержание: Часть 1. Что такое космос. Физические явления в космосе. Использование невесомости на орбитальной фабрике кристаллов. Использование высокого вакуума для выращивания полупроводниковых структур на орбите. Солнечные электростанции на орбите. Доставка грузов на орбиту — космический лифт. Разработка полезных ископаемых на астероидах, Луне, Марсе, и т.д. Часть 2. Использование дальнего Космоса. Способы поиска экзопланет. Проекты межзвездных перелетов. Взрыволеты и солнечный парус. Поиск внеземных цивилизаций. Формула Дрейка. Проекты SETI и METI. Продолжительность: 2 части по 40 минут. Можно читать только одну часть. Интерактивность: По ходу лекции — вопросы по физическим основам работы того или иного проекта (конвекция, тепловые процессы, центробежная сила, давление света, электромагнитное излучение, и т.д.). Необходимое оборудование для проведения: проектор |
![]() |
-----------------------
|
----------------------------------------------------------------- Тема: Физика музыки Авторы: П. Пономаренко, И. Ватник (декабрь 2012) Аудитория: 5-11 классы Аннотация: На лекции изучается законы распространения звука, источники звука, принцип работы музыкальных инструментов, экспериментально изучаются различия в спектрах звучаний разных инструментов, изучаются физические основы музыкальной гармонии. Содержание: Что такое звук? Как он распространяется? Источники звука. Колебания струны. Обертона. Гитара и ее составляющие. Спектр звучания гитары. Флейта, принцип действия. Спектр звучания флейты. Скрипка, принцип действия. Спектр звучания скрипки. Создание звука скрипки на компьютере с помощью синтезатора монохроматических сигналов. Человеческий голос. Принцип звукоизвлечения. Спектры звучания человеческого голоса. Продолжительность: 45-60 минут. Интерактивность: Школьники вместе с лектором изучают спектры звуковых сигналов на компьютере, изучают и анализируют различия в звучании разных музыкальных инструментов, своего голоса, голоса соседа/друга и т.д. Необходимое оборудование для проведения: Проектор. Лекцию можно проводить в терминальном классе, требование к компьютерам: наличие микрофонов. На компьютеры устанавливается легкое freeware (свободно распространяемое) ПО. |
|
-----------------------
|
----------------------------------------------------------------- Тема: «Химия и электричество» Автор: Илья Кочетыгов Аудитория: 8-11 классы Содержание: В начале лекции слушатели знакомятся с основами электрических явлений (зарядом, их взаимодействием, электрическим током). Также рассказывается о существующих типах источников электричества. Затем следует рассказ о химии, химических реакциях и отдельно окислительно-восстановительных реакциях. После этого объясняется, как можно использовать окислительно-восстановительные реакции для получения электрического тока и проводится эксперимент по изготовлению батарейки из (!) лимона. За экспериментом следует рассказ об устройстве современных часто применяемых химических источников тока (батарейках, аккумуляторах), а также о топливных элементах как новых переспективных источниках электричества. Продолжительность: 45 минут. Интерактивность: в ходе лекции слушателям задаются различные вопросы как на знание научных фактов (заряд, химические реакции и пр.), так и на применение объясняемых явлений в жизни. Итог: По окончании лекции слушатели узнают, как устроены и работают повседневно встречающиеся батарейки и аккумуляторы, приобретут знания об их изготовлении из подручных средств и ознакомятся с технологиями будущего. |
|
-----------------------
|
----------------------------------------------------------------- Лекция «Магнитный резонанс» Авторы: Д.А. Барский Аудитория: 10-11 классы Содержание: В начале лекции слушатели знакомятся с основными законами строения вещества (почему атомы «собираются» в молекулы, из каких элементарных частиц они состоят, что такое спин частицы). Затем школьникам рассказывают о влиянии магнитного поля на вещества (явления диамагнетизма, парамагнетизма, ферромагнетизма). После обсуждения причин различного воздействия поля на вещества с разной молекулярной структурой внимание слушателей фокусируется на ядерном магнетизме и его отличии от всех вышеперечисленных типов. Излагается история открытия явления ядерного магнитного резонанса (ЯМР) и его распространения в качестве метода анализа молекулярной структуры веществ в химии. Излагаются основы метода магнитно-резонансной томографии (МРТ) как мощнейшего инструмента медицинской диагностики. В последнюю очередь рассказывается о применении ЯМР для исследования структуры белков и других биологических объектов. Лекция заканчивается обзором новейших направлений развития ЯМР и МРТ и обсуждением перспектив использования в химии, биологии и медицине. Продолжительность: 1 академический час (45мин). Интерактивность: в ходе лекции слушателям задаются различные вопросы на знание научных фактов, применение объясняемых явлений в жизни. В ходе лекции школьникам предлагают решить основную задачу ЯМР – предложить структуру химического вещества исходя только из вида спектра ЯМР. Итог: По окончанию лекции слушатели узнают, что такое прецессия намагниченности и чем спин похож на стрелку компаса. Школьники узнают общие принципы работы томографа, и что бывает, если начать делать томограмму, не сняв с себя железные предметы :) |
|
-----------------------
|
----------------------------------------------------------------- Тема: «Русский детский фольклор»Авторы: Алина Дмитриенко Аудитория: 5-8 классы (может быть упрощена или усложнена в зависимости от возраста слушателей) Содержание: Цель урока — на примере жанров детского фольклора сформировать представление о науке о фольклоре – фольклористике. Лекция знакомит школьников с терминами фольклор, филология, фольклористика, носитель фольклорной традиции, собиратель фольклора, информант. В интерактивном формате ученики получают представление о таких жанрах детского фольклора, как дразнилки, потешки, докучные сказки, небылицы, молчанки, считалки, загадки, колыбельные и обрядовые песни. Фольклорные произведения иллюстрируются аутентичными звукозаписями. В заключение лекции ребятам показывают несколько сборников детского фольклора, а самые активные участники урока получают в подарок краткий словарь фольклорных терминов. В качестве закрепления изученного материала с детьми проводятся русские традиционные игры «Дударь», «Умер покойник». Структура урока: 1.мотивация, 2. введение нового материала, 3. закрепление. Продолжительность: 45 минут. Интерактивность: На этапе мотивации школьники вспоминают загадки, считалки, дразнилки и озвучивают их классу. В процессе работы с раздаточным материалом (или информацией на проекторе) ученики практически самостоятельно знакомятся с новым материалом, сами озвучивают его, сами учатся находить жанровое определение и функцию произведения на основе его исполнения. На финальном этапе ребята принимают непосредственное участие в играх. Итог: Ученики осознают себя носителями фольклорной традиции, узнают процесс сбора фольклора, получают представление о филологической фольклористике, о различных жанрах детского фольклора. Необходимое оборудование: проектор, колонки. |
|
-----------------------
|
----------------------------------------------------------------- Тема: Обрядовый фольклор коренных народов Сибири: “Медвежий праздник” Авторы: А.А. Гриневич (2013 г.) Аудитория: 1-11 классы Содержание: Лекция носит информативный характер, ее целью является ознакомление школьников с культурами, сохраняющими элементы традиционности, а также описать актуальный обряд “медвежьи игрища”, бытующий по настоящее время среди обских угров (ханты, манси). Лекция отвечает на вопросы: когда и по каким поводам проводится медвежий праздник, как проходит этот обряд, приводятся в пример записи священных молитв и песен, описываются жанры произведений, исполняющиеся во время ритуала. Продолжительность: 45 минут. Интерактивность: Презентация фото, аудио и видео материалов, реконструирующих основное течение ритуала, его ключевые элементы. Итог: Ученики узнают о современных им традиционных культурах, учатся толернатности по отношению к людям, принадлежащим другой этнической общности. Получают знания о способах бытования обрядов. Необходимое оборудование: проектор, колонки. |
|
1