Наши лекции

Археология

История и этнология
Лекция 1. Этнография и этнология — науки о народах и культурах
Лекция 2. Что и как изучают историки

Гуманитарные науки

Лингвистика
Лингвистика как часть науки о знаках
Лекция 1. Компьютерная лингвистика.
Лекция 2. Корпусная лингвистика.
Лекция 3. Теория и практика перевода.

Фольклористика
Жанры фольклора

Лекция 1. Русский детский фольклор
Лекция 2. Обрядовый фольклор коренных народов Сибири: “Медвежий праздник”
Лекция 3. Теория мифа.
Лекция 4. Современный городской фольклор (возможно совмещение с тьюторством).

Ювенальное право
Лекция 1. Ребёнок как субъект гражданских правоотношений: правоспособность и дееспособность.
Лекция 2. Право ребенка на образование.
Лекция 3. Несовершеннолетний как субъект трудовых правоотношений.
Лекция 4. Участие несовершеннолетних в гражданском судопроизводстве.

-----------------------
Математика
Лекция 1
-----------------------
Археология
Лекция 1
-----------------------------------------------------------------
Тема: «Вводная лекция по археологии»

Авторы: Наталья Белоусова, Светлана Шнайдер

Аудитория: 1-11 классы

Цель лекции: объяснить, чем занимается археология.

Содержание:

1. В ходе лекции даются ответы на распространенные вопросы обывателей к археологам, например, «Много золота нашли?», «Чем Вы вообще тут занимаетесь? Что ищите?», «Как Вы узнаете, где нужно копать?» и т.д.

2. Рассказывается об основных этапах проведения археологических исследований: разведка/ шурфовка/ разметка раскопа/ проведение раскопок/ фиксация находок/ промывка/ зарисовка артефактов/ описание находок/ хранение находок.

3. Рассказывается об основных археологических источниках.

Продолжительность: от 45 до 90 минут (до 7 класса читается лекция продолжительностью 45 минут).

Интерактивность: в ходе лекции слушателям задаются различные вопросы на знание научных фактов. После лекциислушателям демонстрируются артефакты (подъемный материал и артефакты, изготовленные во время экспериментов по расщеплению камня Натальей Белоусовой и Максимом Козликиным).

Необходимое оборудование: проектор.

Лекция была прочитана на Летней школе “Русского репортера” 2012 года и в 7 СОШ г. Новосибирска.

-----------------------
Археология
Лекция 2
-----------------------------------------------------------------
Тема: «Эволюция человека: от обезьяны к homo sapiens sapiens»

Автор: Светлана Шнайдер

Аудитория: 7-11 классы

Цель лекции: осветить основные этапы эволюции человека.

Содержание:

1. Рассказывается об основных этапах эволюции, с подробной характеристикой таксонов древнего человека.

2. Освещается вопрос верхнепалеолитической революции (ВПР) и ее обоснование, которое наиболее близко лектору – это теория фронтира (авторство теории в русскоязычной литературе принадлежит Кривошапкину А. И.).

3. Рассказывается о применении антропологических и генетических методов в археологических изысканиях.

Продолжительность: 90 минут.

Интерактивность: в ходе лекции слушателям задаются различные вопросы на знание научных фактов, также лектор показывает отрывки из фильма «Прогулки с пещерным человеком», что позволяет слушателям «окунуться» в мир человекоподобных обезьян и представить то, как выглядели наши предки.

Необходимое оборудование: проектор, колонки.

Лекция была прочитана на Летней школе “Русского репортера” 2012 года.

-----------------------
Археология
Лекция 3
-----------------------------------------------------------------
Тема: «Применение методов естественнонаучных дисциплин в археологии, на примере «замерзших» курганов Пазырыкской культуры»

Автор: Светлана Шнайдер

Аудитория: 8-11 классы

Цель лекции: показать, как применяются методы естественнонаучных дисциплин в археологии на конкретных примерах.

Содержание:

1. Лектор показывает ролик, подготовленный «Вести. Новосибирск» об обнаружении «замерзших» могильников, об их значении для мировой археологии.

2. Рассказывается о Пазырыкской культуре, о плато Укок, почему эта территория стратегически была выгодна для проживания древних племен.

3. Рассказывается о том, какие методы естественнонаучных дисциплин применялись во время изучения «замерзших» могильников и то, какие они дали результаты, и как это обогатило кладезь археологических знаний.

Лекция основана на материалах раскопок В.И.Молодина (могильник Верх-Кальчжин-2) и Н.В.Полосьмак (могильник Ак-Алаха-3), проводившихся в 1990-х гг. на плато Укок. Материалы хранятся в Музее археологии ИАЭТ СО РАН, где лектор (Светлана Шнайдер) неоднократно проводила экскурсии.

Продолжительность: 60 минут.

Интерактивность: в ходе лекции слушателям задаются различные вопросы на знание научных фактов.

Необходимое оборудование: проектор, колонки.

Лекция была прочитана на Летней школе “Русского репортера” 2012 года.

-----------------------
Археология
Лекция 4
-----------------------------------------------------------------
Тема: «Эволюция человека: новый предок Homo altaensis»

Автор: Светлана Шнайдер

Аудитория: 8-11 классы

Цель лекции: рассказать о сенсационной находке на Алтая в Денисовой пещере ранее неизвестного предка человека Homo altaensis.

Содержание:

1. Рассказывается об основных этапах эволюции, с подробной характеристикой таксонов древнего человека.

2. Подробно рассказывается о находке останков Homo altaensis и ее значении для мировой науки.

3. Рассказывается о применении антропологических и генетических методов в археологических изысканиях.

Продолжительность: от 45 до 90 минут.

Интерактивность: в ходе лекции слушателям задаются различные вопросы на знание научных фактов, также лектор показывает отрывки из фильма «Прогулки с пещерным человеком» и «Секс в каменном веке».

Необходимое оборудование: проектор, колонки.

Лекция подготовлена по материалам А. П. Деревянко и М. В. Шунькова и B. Viola.
Лекция была прочитана в Сургутском государственном университете.

-----------------------
-----------------------------------------------------------------
Тема: «Герпетология: наука о земноводных и пресмыкающихся»

Автор: Лисачев А. П. (2012)

Аудитория: 5-8 классы

Содержание: История герпетологии – от Аристотеля до наших дней. Происхождение, физиология, экология земноводных и пресмыкающихся. Мифы и заблуждения об амфибиях и рептилиях. Разнообразие земноводных и пресмыкающихся: современная классификация. Роль земноводных и пресмыкающихся в природе и в жизни человека. Угрожаемые виды и их охрана. Теоретические основы террариумистики.

Продолжительность: 90 минут, сокращенная версия – 45 минут.

Интерактивность: во время лекции учащимся демонстрируются живые представители амфибий и рептилий из коллекции лектора. Рассматривая морфологию и поведение животных, школьники делают предположения об условиях обитания данного вида в природе. В ходе лекции слушателям задаются вопросы, требующие умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, предлагать идеи.

Закрепление знаний и навыков: лекция помогает школьникам закрепить информацию из школьной программы по зоологии, в наглядной форме преподносит интересные факты об амфибиях и рептилиях, не входящие в школьную программу. На примере двух групп животных рассматриваются важные проблемы экологии, охраны окружающей среды, рационального природопользования.

-----------------------
Биология
Лекция 2
-----------------------------------------------------------------
Тема: Доместикация, селекция, генная инженерия

Автор: Гаськов Дмитрий (2012)

Аудитория: с 7 по 11.

Содержание: материальные основы наследственности, количественные и качественные признаки, основная догма молекулярной биологии, агротехнологические приёмы, селекция и её достижения, основы генетической инженерии, достоинства и недостатки ГМО, оценка рисков использования ГМО.

Продолжительность: 1 ч 20 минут.

Интерактивность: участие аудитории в обсуждении, ответы на вопросы.

Закрепление знаний и навыков: закрепление основ наследственности и базовых понятий молекулярной генетики.

-----------------------
Биология
Лекция 3

-----------------------------------------------------------------

Тема"Чувства животных"

Авторы: Чинак О., Гиенко Е.А. (2012 г.).

Аудитория: 2-11 классы (сложность материала редактируется в зависимости от возраста школьников)

Содержание: введение в природу сигналов (физические, химические). Общие свойства рецепторных клеток. Зрение (строение глаза, принцип восприятия света, цветное и сумеречное зрение, причины и способы фокусировки, заболевания глаз), слух и равновесие, обоняние и вкус, кожные рецепторные клетки (давление, вибрация, температура), боль как чувство, рецепторные клетки во внутренних органах и сосудах.

Продолжительность: 45 минут.

Форма занятия: во время лекции школьникам показываются простейшие опыты, доказывающие наличие бинокулярного зрения, демонстрирующие различные размеры рецепторных полей клеток, собирающих информацию о давлении с разных участков кожи. Также слушателям задаются вопросы, требующие умения анализировать повседневные явления жизни, делать выводы, предлагать идеи.

Итог: лекция помогает школьникам закрепить информацию из школьной программы по анатомии, знакомит их с некоторыми повседневными явлениями со стороны человеческого восприятия этих явлений

-----------------------
Биология
Лекция 4

-----------------------------------------------------------------

Тема «Цитология – наука о клетке»

Авторы: Гиенко Е.А. (2012 г.).

Аудитория: 8-11 классы

Содержание: история цитологии – от Роберта Гука до наших дней. Строение клетки и основных органелл. Отличия клеток разных групп животных. Разнообразие клеток млекопитающих. Различные микроскопы как основные приборы для изучения целых клеток и их частей.

Продолжительность: 90 минут.

Форма занятия: по ходу лекции слушателям задаются вопросы, требующие умения делать выводы и предлагать идеи.

Итог: лекция помогает школьникам закрепить информацию из школьной программы по цитологии, знакомит аудиторию с техническими возможностями современной цитологии.

-----------------------
Биология
Лекция 5

-----------------------------------------------------------------

Тема «Приключения Protozoon, или модель возникновения многоклеточности»

Автор: Гаськов Дмитрий (2013 г.).

Аудитория: 8-11 классы

Цель лекции: Показать суть эволюционных механизмов, закрепить знания по синтетической теории эволюции, а также типам клеточного деления

Содержание: Особенности жизненного цикла многоклеточных организмов. Мутации как факторы эволюции. Эволюционная модель Protozoon. Схожие модели, которые встречаются в природе

Продолжительность: 80 минут.

Интерактивность: Аудитория участвует в ходе рассуждений, предлагает на рассмотрение свои варианты развития событий.

Закрепление знаний и навыков: Митоз и мейоз, общность происхождения органического мира, происхождение многоклеточности, основные принципы синтетической теории эволюции.

Необходимое оборудование: Мел или фломастер, доска.

Примечание: По материалам: http://www.q7buxinc.com/evolyutsionnaya/priklyucheniya.html

-----------------------
Биология
Лекция 6

-----------------------------------------------------------------

Тема «Мозг человека или Почему мы такие, какие мы есть»

Автор: Витовтов Антон (2012 г.).

Аудитория: 9-11 классы

Содержание: Строение мозга человека. Связь массы мозга и интеллектуальных способностей. Функции полушарий, отделов мозга, и индивидуальные особенности человека. Заболевания мозга, связанные с повреждениями различных структур. Методы исследования головного мозга: МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и другие. Современные возможности в диагностике и лечении заболеваний центральной нервной системы.

Продолжительность: 45 минут.

Интерактивность: Рассматривая МРТ изображения головного мозга с различными патологиями, слушатели делают предположения о наличии и степени различных патологий мозга. Слушатели, вспоминая материалы уроков физики, самостоятельно пошагово разбираются в методах исследования головного мозга.

Закрепление знаний и навыков: лекция помогает школьникам закрепить информацию из школьной программы по физике, анатомии и физиологии человека, преподносит интересные факты, не входящие в школьную программу. На примере различных заболеваний рассматриваются проблемы здорового образа жизни, развивая бережное и внимательное отношение к здоровью окружающих и себя самого. Показана роль вредных привычек, зависимостей и диеты в формировании опасных заболеваний ЦНС. Даётся представление об оказании первой помощи при критических состояниях.

Необходимое оборудование: Мультимедийный проектор либо интерактивная доска

-----------------------
Биология
Лекция 7

-----------------------------------------------------------------

Тема «Урок-игра „Отбор 2.0“»

Автор: Гаськов Дмитрий (2013 г.).

Аудитория: 8-11, в зависимости от уровня знаний аудитории сложность задания для работы в командах может варьироваться

Цель лекции: Сформировать представления об основах и принципах доместикации и селекции различных живых организмов, а также дать возможность каждому участнику попробовать применить свои знания и биологический кругозор на практике.

Содержание: Занятие проходит следующим образом:
1. Класс делится на группы по 4-5 человек (эксперты, агропромышленники и несколько групп учёных-селекционеров).
2. Лектор сжато (30 минут) рассказывает о процессах доместикации, селекции, генной инженерии, при этом подробно останавливается на том, какие преимущества и недостатки есть у этих процессов, а также тонкостях в выведении новых сортов и пород.
3. Каждая команда получает задание:
— селекционеры — дикий живой организм с целью использовать его в хозяйственной деятельности человека (выбрать и развить любым доступным способом хозяйственно ценный признак);
— эксперты — составить критическую оценку каждого из заданий селекционеров, предположить, с какими трудностями они смогут столкнуться;
— агропромышленники — обсудить и проанализировать, какие из предложенных заданий могут быть им выгодны.
На обсуждение даётся 10 минут.
4. Докладчик от каждой команды представляет свой вариант решения, отмечая на доске основные моменты доклада. Каждая из команд имеет право задать докладчику по одному вопросу (5 минут на доклад и 5 минут на вопросы).
5. Докладчик команды экспертов выступает с оценкой работы каждой из команд учёных, комментируя кратко достоинства и недостатки каждого проекта.
6. Команда агропромышленников совещается (1 минуту) и аргументированно отдаёт предпочтение наиболее выгодному предложению учёных.

На всех этапах лектор выступает в качестве консультанта для команд.

Продолжительность: 90 минут.

Интерактивность: Игра во второй половине урока.

Закрепление знаний и навыков: Основы наследственности, процесс доместикации, селекция различных живых организмов, генетическая инженерия.

Необходимое оборудование: Проектор/интерактивная доска, мел или фломастер, классная доска.

Примечание: Впервые была проведена в Бердском экономическом лицее в рамках проекта «О сложном интересно» в феврале 2013.

-----------------------
Биология
Лекция 8

-----------------------------------------------------------------

Тема «Движение — это жизнь!+оптические иллюзии»

Автор: Фурсенко Дария (2013 г.).

Аудитория: Начальная школа

Цель лекции: Рассказать детям о движении и работе мышц.
В конце лекции приведены оптические иллюзии, что бы сменить внимание детей.

Содержание: Работа мышц.

Продолжительность: 20 минут.

Интерактивность: Вопросы, наглядный пример сокращения на примере самих детей (дает возможность подвигаться)

Необходимое оборудование: Проектор.

Примечание: Лекцию можно дополнить и расширить по желанию. Возможно использование микроскопа с препаратами.

-----------------------
Биология
Лекция 9

-----------------------------------------------------------------

Тема «Дурная голова ногам покоя не дает»

Автор: Фурсенко Дария (2013 г.).

Аудитория: Старшие классы

Цель лекции: Дать представление о центральной нервной системе и связанной с ней заболеваниях.

Содержание: Введение, строение ЦНС, функции ЦНС, заболевания

Продолжительность: 45 минут.

Интерактивность: Вопросы.

Необходимое оборудование: Проектор.

Примечание: Можно заменить часть лекции просмотром препаратов нервной ткани на микроскопе.

-----------------------
Геология и геофизика
Лекция 1

-----------------------------------------------------------------

Лекция «Загляни в глубь Земли!»

Авторы: Ю.С. Иванов, П.С. Бекешко, И.А. Карпов, С.В. Ращенко, Т.А. Алифирова (2012 г.)

Аудитория: Лекция рассчитана на учеников старших классов (8-11 классы)

Содержание: На данной лекции ученики ознакомятся с наукой о Земле, узнают чем занимается современный геолог и геофизик, получат представление о современных методах поиска и разведки месторождений полезных ископаемых.

Продолжительность: 2 академических часа (2×45=1ч.30мин). Без опытов — 45 мин.

Форма занятия: Лекция построена на живой дискуссии ученика с лектором, по окончанию которой материал закрепляется практическими опытами по методам геофизической разведки и работой с образцами горных пород.

Итог: По окончанию лекции ученик будет знать что такое геология и сумеет отличить ее от географии, с легкостью нарисует современный разрез земли, овладеет базовыми знаниями по методам разведочной геофизики, рудной и нефтяной геологии, получит представление о методах поиска и способах добычи полезных ископаемых.

-----------------------
Геология и геофизика
Лекция 2

-----------------------------------------------------------------

Лекция «Эволюция облика Земли»

Авторы: С.С. Абраменков, Е.В. Гуляева, Е.С. Горностаева, М.Е. Козина (2012 г.)

Аудитория: 7-11 классы

Содержание: Теория дрейфа континентов и тектоника литосферных плит. Предпосылки формирования теории тектоники плит. Геологические и геофизические методы изучении внутреннего строения Земли. Базовые понятия геодинамики — мантийная конвекция, плюмы. Палеомагнитные реконструкции.

Продолжительность: 2 академических часа (2×45=1ч.30мин).

Форма занятия: Материал подается в стиле рассуждения и предполагает активное участие в ней школьников. В ходе лекции устраиваются демонстрационные опыты по методам геофизики, улучшающие восприятие нового материала информации. Также лекция сопровождается специальными видеоматериалами о мантийной конвекции и палеомагнитных реконструкциях.

Итог: По окончанию лекции ученик будет иметь современные представления об изменении облика Земли во времени, сможет представить себе её глубинное строение, геодинамические процессы и понять их взаимосвязь с движением континентов. Узнает о методах геологии и геофизики позволяющих изучать внутреннее устройтсво Земли.

-----------------------
Геология и геофизика
Лекция 3

-----------------------------------------------------------------

Лекция «Геологическая карта — история о прошлом, ключ к будущему!»

Авторы: Е.В. Гуляева, С.С. Абраменков, И.А. Карпов (2012 г.)

Аудитория: 6-11 классы

Содержание: Основные виды геологических карт. Стратиграфическая шкала — ключ к зашифрованной в карте информации. Основные принципы геологии. Пликативные и дизъюнктивные деформации горных пород — складки и разломы. Типы и примеры геодинамических обстановок. Современный инструментарий полевого геолога, картографа. В чем состоит работа геолога в полевых условиях.

Продолжительность: 2 академических часа (2×45=1ч.30мин). Без опытов — 45 мин.

Интерактивность: Ознакомление с экипировкой полевого геолога (полевой дневник, горный компас, GPS-навигатор, геологический молоток), измерение азимута и угла падения геологического объекта на макете.

Итог: Слушатели узнают о видах геологических карт, принципах их составления и важности в работе геолога, для чего они нужны обществу. Ученики получат представление о методах полевого картирования и необходимых для этого инструментах.

-----------------------
История и этнология
Лекция 1
-----------------------------------------------------------------
Тема: «Этнология и этнография — науки о народах и культурах»

Авторы: Евгения Щербина, Диана Гапак

Аудитория: 7-11 классы

Цель лекции: дать представление об этнологии и этнографии как научных дисциплинах

Содержание:

Этнология, этнография, антропология — науки о культурных различиях народов мира. Что значит «знакомое, но неизвестное»? История науки и эволюция научной проблематики: от мифа о «добром дикаре» до современных проблем межэтнического взаимодействия. Понятие о поле этнографии — как и где работают этнологи.

Предмет, цели и методы этнографического описания и этнологического исследования. Народы, расы, языки мира, хозяйственно-культурные типы, системы родства, традиционное и современное общество, фольклор и мифология. Город и деревня как различные типы сообществ. Мульти-и интеркультурализм.

Этническая карта Сибири, деятельность отдела этнографии ИАЭТ СО РАН

Продолжительность: от 45 до 90 минут.

Интерактивность: в ходе лекции задаются вопросы на знание научных фактов из различных гуманитарных областей (история, обществознание), для иллюстрации сообщаемых сведений демонстрируется видеоматериал (отрывки из выпусков новостей, художественных и документальных фильмов), демонстрируются сборники статей и монографии по этнологической проблематике

Необходимое оборудование: проектор.
-----------------------
История и этнология
Лекция 2
-----------------------------------------------------------------
Тема: «Что и как изучают историки»

Автор: Андрей Герасимов

Аудитория: 5-11 классы

Цель лекции: Показать сходства и различия истории по отношению к другим научным дисциплинам; ввести в основной круг ее объектов изучения и методов; рассказать, чем вызвана относительность и неточность выводов историков; какие исследовательские проблемы интересуют историков в наши дни и какие существуют основные пути их решения

Содержание:

«1. Объекты изучения истории в сравнении с другими естественными и гуманитарным наукам: специфика изучаемого материала, условия теоретических обобщений
2. Методы изучения истории в сравнении с другими естественным и гуманитарным наукам: основные инструменты исторического познания
3. Актуальные проблемы и направления современных исторических исследований: историческая социология, историческая антропология, история идей»

Продолжительность: от 45 до 90 минут.

Интерактивность: в ходе урока лектор задает вопросы на логику и эрудицию, при необходимости демонстрируются видеоматериалы и примеры источников, с которыми работает историк (сборники документов, пресса, копии древних рукописей и т.п.)

Необходимое оборудование: проектор или интерактивная доска
-----------------------------------------------------------------
Тема: «История геометрии»

Авторы: Е. Ефимова, П. Чернышов, А. Шумакова (2012)

Аудитория: 6-9 классы

Содержание: Немного из истории геометрии (Вавилон, греки, Евклид). Как формировалось понятие числа: фигурные и многоугольные числа. Несколько головоломок. Евклидова геометрия – геометрия повседневного мира. Эстетика в геометрии – круглые многоугольники, треугольник Рело и где он применяется. Головоломка с исчезающим квадратом. Лента Мебиуса и ее применение. Что такое неевклидова геометрия. Геометрия на шаре – геометрия глобусов. Геометрия Лобачевского – геометрия космоса. Принцип работы GPS.

Продолжительность: 40 минут.

Интерактивность: Лекция представленна в формате PREZI. Слушатели самостоятельно сделают ленту Мебиуса, а так же проведут с ней несколько экпериментов.

Итог: Слушатели увидят как развивалась эта красивейшая из наук — геометрия: от практических задач и вычислений — к эстетике, и обратно

-----------------------
Математика
Лекция 2
-----------------------------------------------------------------
Тема: «Нерешенные задачи в математике»

Автор: О.Г. Горынина (2012)

Аудитория: 10-11 классы

Содержание: Как заработать миллионы долларов? Семь задач тысячелетия. Гипотеза Пуанкаре в формулировке на пальцах и чем известен Григорий Перельман. Несколько нерешенных задач в математике, понятных шестикласснику: сильная и слабая проблемы Гольдбаха, гипотеза Лежандра, задачи о совершенных числах. Задача «3х+1» — исследуем своими руками. Решенные задачи: Великая теорема Ферма и задача о 4ех красках. Как решить нерешенные задачи в математике.

Продолжительность: 40 минут.

Интерактивность: Лекция представленна в формате PREZI. В ходе лекции будет проведенно исследование проблемы “3x+1” всем классом.

Итог: Заинтересованные школьники ринутся решать задачи тысячелетия.

-----------------------
Математика
Лекция 3
-----------------------------------------------------------------
Тема: «Теория Игр»

Авторы: Е. Ефимова, А. Торгонская, П. Чернышов, А. Шумакова (2012)

Аудитория: 8-11 классы

Содержание: Теория игр, ее происхождение и сферы применимости. Что такое парадокс. Рассмотрение дилеммы заключенного и парадокса Монти-Холла с подробным решением. Судоку, необходимое число подсказок судоку для существования единственного решения. Кубик Рубика и число Бога (минимальное число шагов, за которое можно собрать произвольно заданный кубик). Некоторые задачи.

Продолжительность: 40 минут.

Интерактивность: Лекция представленна в формате PREZI.

Итог: Слушатели поймут как связанны всеми любимые игры и математика, и в качестве бонуса научатся собирать Кубик Рубика и решать Судоку.

-----------------------
Математика
Лекция 4
-----------------------------------------------------------------
Тема: «Математическое моделирование»

Авторы: Е. Ефимова, П. Чернышов, А. Шумакова (2012)

Аудитория: 6-9 классы

Содержание: Зачем нужно математическое моделирование и его применение на практике (прогноз погоды, стихийные бедствия и т.д.). Понятие математической модели. Математическая технология и этапы создания математической модели, цикличность моделирования. Подробное рассмотрение численных примеров моделирования жидкости (цунами, водопад, волны), смерча, вулкана и моделирования твердого деформируемого тела в сопровождении видео, графиков и других данных.

Продолжительность: 40 минут.

Интерактивность: Лекция представлена в формате PREZI.

Итог: Слушатели узнают что таится за страшным словосочетанием “Математическое моделирование”, а так же в чем разница между математиками и предсказателями.

-----------------------
Физика
Лекция 1
---------------------------------------------------------------
Тема: Чем занимаются физики

Авторы: А. Пыряева, А. Денисов, Т. Козлова, Д. Никифоров

Аудитория: 5-11 классы

Аннотация: Модульная лекция, в которой в зависимости от возраста аудитории, количества слушателей, их физической грамотности, а также пожеланий школы, рассказывается о разных областях физики с общими вступлением и заключением.

Содержание:

1. Вступление. Что изучает физика: от Вселенной к молекулам и частицам. Несколько историй создания бытовых приборов.

2. Нанотехнологии. Что такое нанотехнологии. Нанотехнологии в медицине и в повседневной жизни.

3. Лазеры. История создания лазера: от «этого не может быть!» до «как мы без этого жили?». Применение лазеров. Искусственные звезды.

4. Ускорители. Что такое ускоритель. Немного о Большом адронном коллайдере. Применение ускорителей.

5. «Физика или фокус?»: левитация неживых и живых предметов (при возможности достать кусочек сверхпроводника второго рода показываем левитацию «в живую»).

6. Как делаются некоторые открытия: о шнобелевской и нобелевской премиях Андрея Гейма (левитация лягушки и графен).

7. Физика в космосе. Оптические методы исследования космического пространства.

8. Заключение. Чем занимаются физики. Возможности физика в Академгородке, России, за рубежом.

Продолжительность: 40-60 минут (укладываемся в отведенное время)

Интерактивность: По ходу лекции — ответы на вопросы из различных областей физики, обсуждение современных научных и технических достижений, разрушение распространенных мифов и легенд о физических открытиях, о которых рассказывают СМИ.

Необходимое оборудование для проведения: проектор

-----------------------
Физика
Лекция 2
-----------------------------------------------------------------

Демонстрационная лекция

Тема: Физика всюду вокруг нас

Авторы: А. Пыряева, А. Денисов, П. Пономаренко, и др.

Аудитория: 1-11 классы

Аннотация: Демонстрационные опыты из разных областей физики (сначала показывается опыт, потом учеников просят объяснить явление, после чего ведется небольшая дискуссия и дается правильное объяснение).

Содержание:

  • опыты с жидким азотом: фонтан, катание на руке, заморозка различных предметов – резина, растения, бумага… замороженные мыльные пленки, надувание шариков и многое другое.
  • опыты с воздушными шариками: шашлык из надутых воздушных шариков (как проткнуть, чтобы не лопнули? почему не лопаются?); надутый шарик с водой над свечкой (почему не лопается?)
  • опыты на давление: с лампочкой (как встать на лампочку, чтобы она не разбилась?), с шариком, наполненным водой, или вареным яйцом (как засунуть шарик/яйцо в бутылку с узким горлышком?)
  • опыты по механике: с гвоздями (как удержать на кончике пальца одновременно 12 или больше гвоздей?), с двумя шариками-попрыгунчиками (на передачу импульса между тяжелым и легким шариками)

Список экспериментов постоянно пополняется

Продолжительность: 40-90 минут (укладываемся в отведенное время)

Интерактивность: По ходу лекции слушатели самостоятельно и под руководством лектора изучают соответствующие эффекты, участвуют в экспериментах и обсуждении увиденных явлений.

Необходимое оборудование для проведения: не требуется

-----------------------
Физика
Лекция 3
-----------------------------------------------------------------
Тема: Волновая оптика на примерах

Авторы: А. Денисов, А. Пыряева, И. Ватник (март 2012)

Аудитория: 5-11 классы

Аннотация: На лекции экспериментально (с помощью раздаточных материалов) изучаются волновые свойства света.

Содержание (Темы, выделенные курсивом, читаются для старшеклассников):

  • Волновая природа света. Свет как колебания (демонстрация). Интерференция. Белый цвет, и его разложение в спектр (самостоятельная работа). Принцип действия дифракционной решетки. Применение разложения в спектр: WDM в телекоммуникационых сетях и т.д.
  • Поляризация света (демонстрация). Полярископ. Наблюдение источника в скрещенных поляризаторах (Самостоятельная работа). Вращение поляризации двулучепреломляющими структурами. (Самостоятельная работа). Применение: ЖК-дисплеи и т.д.
  • Резонансное отражение света. Жидкий кристалл и его чувствительность к температуре. (Демонстрация и самостоятельная работа). Применение: температурные карты и т.д.

Продолжительность: 45 — 60 минут

Интерактивность: По ходу лекции слушатели с помощью раздаточных материалов (дифракционная решетка, поляризаторы, жидкий кристалл) и под руководством лектора изучают соответствующие эффекты.

При наличии времени и достаточного уровня подготовки слушателей возможны дополнительные задачи, например: определить степень поляризации рассеянного небом света; определить скорость остывания металлических/деревянных предметов и т.д.

Закрепление знаний и навыков: Знания о волновых свойствах света, и об областях техники, где эти свойства играют важнейшую роль. Научный подход к эксперименту, умение работать с моделями явлений.

Необходимое оборудование для проведения: проектор (необязателен)

-----------------------
Физика
Лекция 4
-----------------------------------------------------------------
Тема: Космос в народном хозяйстве

Автор: И. Ватник (октябрь 2012)

Аудитория: 7-11 классы

Аннотация: На лекции рассматриваются существующие научные и коммерческие проекты, направленные на освоение и получение прибыли из Космоса.

Содержание:

Часть 1. Что такое космос. Физические явления в космосе. Использование невесомости на орбитальной фабрике кристаллов. Использование высокого вакуума для выращивания полупроводниковых структур на орбите. Солнечные электростанции на орбите. Доставка грузов на орбиту — космический лифт. Разработка полезных ископаемых на астероидах, Луне, Марсе, и т.д.

Часть 2. Использование дальнего Космоса. Способы поиска экзопланет. Проекты межзвездных перелетов. Взрыволеты и солнечный парус. Поиск внеземных цивилизаций. Формула Дрейка. Проекты SETI и METI.

Продолжительность: 2 части по 40 минут. Можно читать только одну часть.

Интерактивность: По ходу лекции — вопросы по физическим основам работы того или иного проекта (конвекция, тепловые процессы, центробежная сила, давление света, электромагнитное излучение, и т.д.).

Необходимое оборудование для проведения: проектор

-----------------------
Физика
Лекция 5
-----------------------------------------------------------------
Тема: Физика музыки
Авторы: П. Пономаренко, И. Ватник (декабрь 2012)

Аудитория: 5-11 классы

Аннотация: На лекции изучается законы распространения звука, источники звука, принцип работы музыкальных инструментов, экспериментально изучаются различия в спектрах звучаний разных инструментов, изучаются физические основы музыкальной гармонии.

Содержание: Что такое звук? Как он распространяется? Источники звука. Колебания струны. Обертона. Гитара и ее составляющие. Спектр звучания гитары. Флейта, принцип действия. Спектр звучания флейты. Скрипка, принцип действия. Спектр звучания скрипки. Создание звука скрипки на компьютере с помощью синтезатора монохроматических сигналов. Человеческий голос. Принцип звукоизвлечения. Спектры звучания человеческого голоса.

Продолжительность: 45-60 минут.

Интерактивность: Школьники вместе с лектором изучают спектры звуковых сигналов на компьютере, изучают и анализируют различия в звучании разных музыкальных инструментов, своего голоса, голоса соседа/друга и т.д.

Необходимое оборудование для проведения: Проектор. Лекцию можно проводить в терминальном классе, требование к компьютерам: наличие микрофонов. На компьютеры устанавливается легкое freeware (свободно распространяемое) ПО.

-----------------------
Химия
Лекция 1
-----------------------------------------------------------------
Тема: «Химия и электричество»

Автор: Илья Кочетыгов

Аудитория: 8-11 классы

Содержание: В начале лекции слушатели знакомятся с основами электрических явлений (зарядом, их взаимодействием, электрическим током). Также рассказывается о существующих типах источников электричества. Затем следует рассказ о химии, химических реакциях и отдельно окислительно-восстановительных реакциях. После этого объясняется, как можно использовать окислительно-восстановительные реакции для получения электрического тока и проводится эксперимент по изготовлению батарейки из (!) лимона. За экспериментом следует рассказ об устройстве современных часто применяемых химических источников тока (батарейках, аккумуляторах), а также о топливных элементах как новых переспективных источниках электричества.

Продолжительность: 45 минут.

Интерактивность: в ходе лекции слушателям задаются различные вопросы как на знание научных фактов (заряд, химические реакции и пр.), так и на применение объясняемых явлений в жизни.

Итог: По окончании лекции слушатели узнают, как устроены и работают повседневно встречающиеся батарейки и аккумуляторы, приобретут знания об их изготовлении из подручных средств и ознакомятся с технологиями будущего.

-----------------------
Химия
Лекция 2

-----------------------------------------------------------------

Лекция «Магнитный резонанс»

Авторы: Д.А. Барский

Аудитория: 10-11 классы

Содержание: В начале лекции слушатели знакомятся с основными законами строения вещества (почему атомы «собираются» в молекулы, из каких элементарных частиц они состоят, что такое спин частицы). Затем школьникам рассказывают о влиянии магнитного поля на вещества (явления диамагнетизма, парамагнетизма, ферромагнетизма). После обсуждения причин различного воздействия поля на вещества с разной молекулярной структурой внимание слушателей фокусируется на ядерном магнетизме и его отличии от всех вышеперечисленных типов. Излагается история открытия явления ядерного магнитного резонанса (ЯМР) и его распространения в качестве метода анализа молекулярной структуры веществ в химии. Излагаются основы метода магнитно-резонансной томографии (МРТ) как мощнейшего инструмента медицинской диагностики. В последнюю очередь рассказывается о применении ЯМР для исследования структуры белков и других биологических объектов. Лекция заканчивается обзором новейших направлений развития ЯМР и МРТ и обсуждением перспектив использования в химии, биологии и медицине.

Продолжительность: 1 академический час (45мин).

Интерактивность: в ходе лекции слушателям задаются различные вопросы на знание научных фактов, применение объясняемых явлений в жизни. В ходе лекции школьникам предлагают решить основную задачу ЯМР – предложить структуру химического вещества исходя только из вида спектра ЯМР.

Итог: По окончанию лекции слушатели узнают, что такое прецессия намагниченности и чем спин похож на стрелку компаса. Школьники узнают общие принципы работы томографа, и что бывает, если начать делать томограмму, не сняв с себя железные предметы :)

-----------------------
Фольклористика
Лекция 1
-----------------------------------------------------------------
Тема: «Русский детский фольклор»Авторы: Алина Дмитриенко

Аудитория: 5-8 классы (может быть упрощена или усложнена в зависимости от возраста слушателей)

Содержание: Цель урока — на примере жанров детского фольклора сформировать представление о науке о фольклоре – фольклористике. Лекция знакомит школьников с терминами фольклор, филология, фольклористика, носитель фольклорной традиции, собиратель фольклора, информант. В интерактивном формате ученики получают представление о таких жанрах детского фольклора, как дразнилки, потешки, докучные сказки, небылицы, молчанки, считалки, загадки, колыбельные и обрядовые песни. Фольклорные произведения иллюстрируются аутентичными звукозаписями. В заключение лекции ребятам показывают несколько сборников детского фольклора, а самые активные участники урока получают в подарок краткий словарь фольклорных терминов. В качестве закрепления изученного материала с детьми проводятся русские традиционные игры «Дударь», «Умер покойник».

Структура урока: 1.мотивация, 2. введение нового материала, 3. закрепление.

Продолжительность: 45 минут.

Интерактивность: На этапе мотивации школьники вспоминают загадки, считалки, дразнилки и озвучивают их классу. В процессе работы с раздаточным материалом (или информацией на проекторе) ученики практически самостоятельно знакомятся с новым материалом, сами озвучивают его, сами учатся находить жанровое определение и функцию произведения на основе его исполнения. На финальном этапе ребята принимают непосредственное участие в играх.

Итог: Ученики осознают себя носителями фольклорной традиции, узнают процесс сбора фольклора, получают представление о филологической фольклористике, о различных жанрах детского фольклора.

Необходимое оборудование: проектор, колонки.

-----------------------
Фольклористика
Лекция 2
-----------------------------------------------------------------
Тема: Обрядовый фольклор коренных народов Сибири: “Медвежий праздник”

Авторы: А.А. Гриневич (2013 г.)

Аудитория: 1-11 классы

Содержание: Лекция носит информативный характер, ее целью является ознакомление школьников с культурами, сохраняющими элементы традиционности, а также описать актуальный обряд “медвежьи игрища”, бытующий по настоящее время среди обских угров (ханты, манси). Лекция отвечает на вопросы: когда и по каким поводам проводится медвежий праздник, как проходит этот обряд, приводятся в пример записи священных молитв и песен, описываются жанры произведений, исполняющиеся во время ритуала.

Продолжительность: 45 минут.

Интерактивность: Презентация фото, аудио и видео материалов, реконструирующих основное течение ритуала, его ключевые элементы.

Итог: Ученики узнают о современных им традиционных культурах, учатся толернатности по отношению к людям, принадлежащим другой этнической общности. Получают знания о способах бытования обрядов.

Необходимое оборудование: проектор, колонки.

1

К списку лекций

Добавить комментарий