А. А. Брызгалов: Силиконовая Тайга: Миф или Реальность?

Опубликовано Posted in Статьи

В среду 28.04, 16-00 в аудитории 120а л.к. состоится интереснейшая лекция с идейным предводителем проекта Технопарка в Академгородке Брызгаловым Андреем Андреевичем. Тема лекции: «Силиконовая тайга: Миф или Реальность».

Вопросы: «Что есть «инновация», какими разными путями она коммерциализируется в России? Почему Новосибирск будет Силиконовой тайгой?».

Инноваторы и инвесторы заинтересованы в молодых кадрах и демонстрируют успех: Фирма Брызгалова удваивает объемы выручки каждый год. Нужны дельные люди! Физики, экономисты, химики, биологи и др. из которых отберут сильнейших… и те не пожалеют. Ведь не золотоискатель, а Билл Гейтс сегодня самый богатый человек. «Идеи сегодня дороже золота. А творческая работа для многих важнее богатства».

Слушателям предлагается изучить тезисы, подготовленные А.А. Брызгаловым к лекции 28.04.2010, и задать свои вопросы лектору уже сейчас в группе фонда «вконтакте».

Дополнительно, С.Г.Коковин приводит более краткую, возможно, неточную интерпретацию идей А.А.Брызгалова:

1. Термины и «темп»:

Новации и инновации бывают разные, Андрей Андреевич будет говорить про приборостроение, которым занимается его фирма.

Новацией я бы назвал любую идею нового продукта или технологии. Если новация успешна, то есть выжила и начала давать пользу, в виде прибыли и пользы потребителей, то ее можно назвать инновацией. Причем оставаться ею будет до тех пор, пока не появился первый конкурент, копирующий ее. Итак, принципиальное отличие инновационного бизнеса от тиражирующего — небольшое число лет конкурентного преимущества, состоящего в знаниях и умениях разработчиков. Именно поэтому здесь очень важны не только рабочее время, но и темп – иначе деньги. Жизненный цикл инновации невелик — от младенчества до взросления, когда она уже не инновация.

2. Род деятельности и риск:

Инновации — подвид исследовательских инженерных разработок. У каждой инновации бывают «папа» и «мама» — это автор идеи и менеджер проекта (редко совмещенные в одном лице). Конечно, еще участвует много бабушек и роддомов: инвесторы, внешние эксперты, заказчики, инженеры с рабочими, субподрядчики — и каждый может растущее Дитя погубить. А если у папы с мамой плохие головы на плечах, то все их усилия безнадежны. Каждый проект уникален, и предсказать все препятствия на пути, сроки и уровень успеха затруднительно. При этом, на стадии инвестиций времени и денег, проект только берет и ничего не приносит. Тогда-то и возникает вопрос: «А принесет ли проект  результат?». Поэтому ключевой вопрос: «Кто возьмет на себя риск этих инвестиций?» или «Как его поделить между исполнителями, заказчиками и другими лицами, причастными к проекту?».

Что касается папы и мамы, то многие инноваторы совершают ошибку, занимаясь бизнесом по тиражированию своего успешного изобретения. Их профессия — отпускать старое по течению и создавать новое, а не идти в мало-рисковый вид деятельности.

3. Типы инноваций и инвесторов:

По характеру заказчика инновации можно разделить на:

  • рыночные, то есть ориентированные на широкое тиражирование относительно мелким потребителя;
  • заказные, под одного или нескольких крупных потребителей, способных участвовать в финансировании проекта, и (что еще важнее) в налаживании характеристик изделия под свои нужды (что не исключает последующего тиражирования на широкий рынок).

Конечно, бывают еще уникальные идеи и другие нестандартные случаи, но мы будем говорить о типичном, основном.

В российских условиях, при плохо развитой инфраструктуре законности, венчурного кредитования, коммерциализации разработок, инноваторам нашего времени легче работать с заказными инновациями. например, что касается приборов, то крупными заказчиками выступают Минобороны, МВД, Погранвойска, Газпром и другие крупные игроки рассматриваемого рынка.

В общем случае, инвесторами в инновации на Западе бывают:

  • венчурные фонды и фирмы;
  • банки;
  • портфельные инвесторы, занимающиеся выпуском акций проекта (IPO);
  • стратегические инвесторы, чаще всего заказчики;
  • «бизнес-ангелы», то есть личности, поверившие в проект и  рискнули вложить личные средства, часто так поступают автор идеи и/или менеджер.

Опять, в наших условиях рядовому инноватору или автору идеи можно посоветовать вести себя реалистично и работать под стратегического инвестора — крупного заказчика.

4. Вторая волна инноваций в мире. Важность инфраструктуры.

В каждой из развитых стран инновационная деятельность шла всегда. Она получила некоторый импульс, в от время, как оформилась в специальную деятельность. Но с некоторого момента, в разных странах по своему, испытала второй толчок вперед, выразившийся в увеличении числа инноваций. Это была реакция инноваторов на появление специальной инфраструктуры, обеспечивающей инновационную деятельность,. В нее входят вышеупомянутые венчурные фонды, экспертные советы, бизнес-инкубаторы и государственные программы. Но главное — информационная и производственная инфраструктура, позволяющая понять: «Что делать?» и « Как сделать это быстро?». Скажем, для изготовления прибора нужны десятки или сотни компонент, включая печатные платы и различные детали из металла и пластика. Они требуют штамповки, резки, фрезеровки, гальваники и др. в количестве от одной до нескольких штук. Заказывать это на существующих заводах-гигантах практически невозможно. Процесс оформления заказа, доведения его по цепочке мастеров до рабочих, а потом предъявления претензий к размерам и качеству смертелен для инновации. Делать все у себя — означает покупать дорогостоящий точный станок, плюс нанимать мастера, причем, на каждую операцию, при загрузке раз в год. Выход в том, что когда инноваторов много, то возникают финансово независимые фирмы – смежники, специализирующиеся на конкретных операциях и мелкосерийных заказах, так называемый «эффект положительной экстерналии. Инноватор должен иметь под рукой канал, где сделают, быстро и точно ВСЕ, что ему может вдруг понадобиться для разработки. Создание таких специализированных бизнесов и других объектов инновационной инфраструктуры и дало начало «пост-индустриальной эпохе» и, как следствие, обновленной волне инноваций.

5. «У нас в Сибири: строим инфраструктуру!»:

Сибирские города, включая Новосибирск, делают различные наукоемкие вещи: лазеры, промышленные ускорители, разные кристаллы для приборов, лекарства и медицинские тест-системы, и многое другое.

До сих пор инфраструктуры инноваций не было, и то, что само проросло сквозь асфальт препятствий, есть продукт мощной жизненной силы разработчиков. Специалистами и талантами мы достаточно богаты, проблема только со средой деятельности. Нынешний этап Новосибирского Технопарка — уже построенный Центр Технического Обслуживания, где и появятся те специализированные мелкосерийные производства, которые так нужны разработчикам. Конечно, они заодно могут обслуживать кого угодно со всей страны, набирать заказы. При старте этих бизнес — проектов важную роль должны сыграть как государство, так и областные власти и «РосНано», в том числе и при отборе людей, и при формировании данного бизнес – проекта.

«Кроме производственного эффекта, мы, объединение «Академинновация», ожидаем от «ЦТО» рекламной роли — это то место, куда можно привести крупного стратегического заказчика и показать, на каком оборудовании реально можно сделать то, чего он хочет. Как Вам известно, тут уже побывали представители государственной власти и РосНано Анатолий Борисович Чубайс, Владимир Владимирович Путин, Игорь Олегович Щеголев.

6. — Кто Вам нужен?

— Боец с мозгами!

Инноваторы ждут на работу студентов всех практических специальностей: физиков, химиков, биологов, экономистов. Главные требования к Вам, дорогие друзья, — креативность, готовность и умение учиться на месте работы всему, что понадобится в среде неопределенности.

Менеджером начинающегося бизнес — проекта может быть кто угодно по специальности. От Вас требуется предприимчивость, понимание предметной области, и умение работать в хорошем темпе и с группами людей, которые умнее и более информированы, чем Вы. Причем, амбициозных и своеобразных, которыми могут быть авторы идей, крупные инженеры, заказчики, знающие свое дело эксперты. Также важно наличие идейной компоненты — желания сообща прославить малую родину. Крепкий коллектив и большое дело, которое поднимают люди, стремящиеся только к заработку и личной славе, не слепится!

Здесь БУДЕТ силиконовая тайга… И Точка…

Просим еще раз обратить внимание на вышеупомянутую просьбу А.А. Брызгалова!

Подробности по телефону +7-923-123-5505.

Добавить комментарий